Тайдзюцу (яп.) — японское искусство ближнего боя без оружия, искусство поддержания здорового тела. Система тайдзюцу включает в себя практически все известные группы техник: удары руками и ногами, болевые выкручивания, броски, удушения и т. д., воплощает в себе традиции более чем тысячелетней истории развития японского искусства воинов-теней и, по всей вероятности, одна из немногих, которые еще считают своей главной задачей развитие сознания, духа воина через изучение реальной боевой техники и психофизической практики. При поединке мастеров тайдзюцу высокого уровня малейшее движение зачастую решает исход боя, определяет победу или поражение. Даже если движение почти совершенно, одна маленькая ошибка иногда определяет жизнь или смерть. Тай-Дзюцу – “техника тела”. Приемы, выполняемые без оружия. Также одно из древних названий Дзю-Дзюцу, а в современную эпоху – техника передвижений и поворотов, входящая составной частью в большинство боевых искусств Востока. Тикара-курабэ и сумаи В древней Японии борьба была довольно примитивной. Вот как описывает ее "Нихонги" ("Анналы Японии"): "... Номи-но Сукунэ прибыл из Идзумо, и ему и Тайма-но Кэхая немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив друга. Оба подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ сломал ударом ребра Кэхая, и еще раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля Тайма-но Кэхая была захвачена и целиком отдана Номи-но Сукунэ." Подобные состязания в "Нихонги" называются тикара-курабэ - "соизмерение сил". Думается, это название довольно точно отражает их суть. Именно сила, а не техника и ловкость определяли победителя в схватке. В V-VI веках на основе тикара-курабэ сложилась популярная и ныне борьба гигантов - сумо, а точнее - его ранний вариант сумаи. К периоду Нара эта борьба получила широкое распространение. Именно к этому времени относятся достоверные сведения о проведении состязаний по сумо. Что касается техники тогдашнего "сумо", то она, по-видимому, была довольно примитивна и включала в себя в основном толчки, сбивы, заваливания. Упор делался на силу. Борцы стремились путем специальной диеты увеличить собственный вес и, судя по изображениям, им это удавалось даже в те далекие, не вполне обеспеченные времена. На турнирах удары перестали применяться из-за их чрезвычайной опасности для здоровья, но в реальном бою борцы часто применяли удары руками и толчковый удар пяткой вперед. Так как победа в ритуальной схватке присуждалась борцу, бросившему противника наземь, то борьба в партере не велась и, соответственно, не изучалась. Первая китайская волна VIII-IX века стали весьма важной вехой в истории борьбы без оружия в стране Восходящего солнца. В это время усилились контакты с материком, и мощный культурный поток вместе с тысячами переселенцев хлынул из Китая и Кореи в Японию. Иммигранты привезли с собой свои оригинальные методы боя, в которых основное место отводилось разнообразным ударам руками и ногами, болевым приемам на суставы. В этой связи нужно упомянуть полулегендарную школу сёсё-рю ("школа всех наград"), сообщения о которой то появляются то исчезают в источниках XII-XIV веков. Создателем сёсё-рю считается выходей из знатного китайского иммигрантского рода, великий полководец Саканоуэ Тамурамаро, прославившийся своими победами над айнами. Спецификой этой школы было развитие исключительной силы руки и сверхзакалка ударных поверхностей, что, якобы, позволяло пробить стальную пластину панциря. Источники сообщают, что когда непобедимый военачальник конца XII века Минамото Ёсицунэ увидел работу мастера сёсё-рю, то был потрясен до глубины души. Заметный след в истории японской борьбы без оружия оставила и школа тёсуй-рю, созданная Отомо Комаро, изучившим китайское кулачное искусство у мастера Цзяньчжэня, приехавшего в Японию в правление императора Кокэна (749-758). Позже, в середине XIV века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада усовершенствовал ее технику, добавив приемы китайского наставника Суньжэня Исю. Канэсада назвал искусство Тёсуй-рю дакэн-дзюцу - "искусство кулачных ударов". Техника безоружного поединка Тёсуй-рю легла в основу Куки Синдэн-рю - одной из самых влиятельных школ японских бу-дзюцу. МНЕ НАДОЕЛО ПИСАТЬ ВСЁ АСТОЛЬНОЕ НАПИШУ ЗАВТРА .
|